История общины глазами архивиста

Общинный Фестиваль, похоже, не хочет останавливаться. Тема штетла волнует всех нас, и поэтому мы с благодарностью и неподдельным интересом слушали в клубе Хэсэда лекцию директора городского Архива, известного нижегородского историка - Бориса Пудалова «166 лет на нижегородской земле. История еврейской общины нашего города».

Борис Моисеевич рассказал о трудностях еврейской историографии (Ш. Дубнов, С. Бершадский, академик Сергей Платонов); о том, как происходил раздел Речи Посполитой. Нам напомнили о «магдебургском праве», согласно которому польские евреи были объявлены «слугами короны» и получали значительные налоговые льготы. Оказывается, правители Польши в XIV веке пригласили к себе евреев, но  те по приезде, к удивлению своему, столкнулись с «иегудиим кнаа», то есть с местными евреями, жившими там ещё раньше!

В местечках, где жили евреи, постепенно выработался свой стиль жизни. Здесь соблюдались национально-религиозные традиции. Жили бедно, но дружно. Общинная жизнь протекала очень автономно. Именно из штетлов вышли наиболее известные еврейские мудрецы. Но не следует идеализировать жизнь местечек. Да, здесь приветствовалась благотворительность, действовали организации типа хевра кадиша. Но диктат общины был очень сильный. Вырваться из общины было очень трудно – только на учёбу в ешиву.

Скученность рождала конфликты, чаще всего на экономической почве. Об этом можно узнать, например, из воспоминаний Соломона Цейтлина. Он критически относился к обучению в хедере: тесная, душная комната, где одновременно заучивали тексты на непонятном арамейском языке десятки учеников. Но, заметим, образование, даже в такой форме, было обязательным для евреев.

 Можно сказать, что к XVIII – XIX векам в середине Европы сложилась еврейская цивилизация в галуте. Основой, сближающей евреев, стал идиш.

В начале XIX века евреи стали появляться в Нижнем Новгороде, хотя он не входил в черту оседлости. Торговцев привлекали большие возможнойсти ярморок: крупная Макарьевская, а также местные – в Ардатове, Починках, Балахне, Арзамасе. Но первая партия николаевских солдат-евреев прибыла в Нижний Новгород в 1846 году. Отсюда начинается история еврейской общины.

Борис Пудалов рассказал о школах кантонистов, куда в разные годы попали 70 тысяч еврейских детей. 50 тысяч из них мы потеряли, горестно заключил докладчик.

При первом раввине Ицко Подиско возник в Нижнем Новгороде и первый миньян. Позже были организованы благотворительные организации, появился свой резник, выстроили микву, организовали учёбу детей. Миньяны были также в Ардатове  и Арзамасе.

Лекции Бориса Пудалова всегда очень живые, отмечены юмором. Вот несколько анекдотов в тему:

«Два еврея – это три синагоги».

«На необитаемом острове еврей строит две синагоги, чтобы в одну ходить, а в другую – нет».

«О темпора, о морес – о темпора, о цорес!»

 

Надежда Молчанова

Яндекс.Метрика